Покупаем и продаем фирмы по всей России

  Семеновская Площадь,
дом 7
Регистрация благотворительного фонда

Регистрация благотворительного фонда

 Как осуществляется регистрация благотворительного фонда: особенности и основные этапы

К началу 2024 года в России зарегистрировано более 10 тысяч благотворительных фондов (БФ). Создание НКО необходимо для осуществления сбора средств, предназначенных для тех или иных социальных проектов. По требованиям действующего законодательства, до 80% пожертвований должны быть направлены непосредственно на благотворительность, а оставшиеся 20% могут уходить на статьи административных расходов.

Регистрация БФ осуществляется не так просто, как для ООО, АО или иных коммерческих организаций. Необходимо следовать установленному регламенту и пошаговой инструкции.

Нормативная база содержится в:

  • ФЗ № 7 от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях»;
  • ГК РФ, ФЗ № 135 от 11.08.1995 г. «О благотворительности».

Программа благотворительности

Первое, с чего необходимо начинать, это создание программы благотворительностей, формирование основной цели и дополнительных задач, которые она будет решать. Например, БФ может быть создан для помощи малообеспеченным детям в учебе. Для такой цели необходимо обеспечить ребенка формой, дополнительными учебниками, возможно, понадобится посещение дополнительных кружков и занятий, что поспособствует повышению успеваемости.

Важно правильно и точно определить целевую группу, а также геолокацию. В указанном случае это дети, которые готовятся стать первоклассниками, а также и школьники различных классов. Есть программы, рассчитанные на Москву, Санкт-Петербург, другие города, а также целые регионы или всю страну.

Следующим этапом будет разработка механизма, при помощи которого будет воплощаться программа. Важно добиться эффективного достижения цели, всех основных и вспомогательных задач, учитывая особенности целевой аудитории, индивидуальные потребности каждого ребенка, различных нюансов. Необходимо добиться правильного распределения средств, поступающих из благотворительного фонда, организация работы волонтеров, налаживание контакта и выстраивание взаимодействия с руководством школ, местной администрации.

После определения статей расходов и необходимых сумм, формируется общий бюджет программы. Учитываются возможные источники поступления средств, формируется график и устанавливаются временные рамки для проведения необходимых мероприятий. Также необходимо предусмотреть инструменты для оценки эффективности работы программы, периодичность проведения мониторинга, внесение корректировок при необходимости.

Определение учредителя и структуры БФ

На данный момент выступать в качестве учредителей благотворительных фондов могут физлица и юридические. Лучший вариант, когда учредители имеют безупречную репутацию, разделяют ценности некоммерческой организации, готовы вносить собственный посильный вклад в достижение поставленных целей.

Далее формируют совет директоров, куда должны входит опытные и квалифицированные специалисты, способные выстраивать грамотную стратегию, а также представлять БФ перед партнерами, контрагентами, государственными органами, отстаивать интересы, нести ответственность.

Для успешной реализации благотворительных проектов нужна продуманная структура управления НКО, соответствие всем требованием действующего законодательства и принятому уставу.

Выбор юридического адреса

Выбор адреса, где будет осуществлена регистрация благотворительного фонда, также является важным моментом, косвенно влияющим на всю работу организации. Оптимальный вариант, когда юридический адрес БФ находится в том же самом городе или регионе, в котором он осуществляет свою деятельность. Физический офис, зачастую совпадающий с юридическим адресом, должен иметь удобную локацию, куда будет удобно добираться партнерам, бизнесменам и другим заинтересованным лицам. При выборе помещения следует получить выписку из ЕГРН, а также рекомендуется затребовать гарантийное письмо от собственника помещения, что поможет впоследствии получить одобрение на деятельность организации со стороны Минюста.

Пакет учредительных документов

Основой работы благотворительных фондов, как и любых других организаций, является учредительная документация, которая должна быть подготовлена опытными специалистами, с учетом требований законодательства, различных особенностей и нюансов в будущей деятельности. К учредительным документам, которые обязательно необходимы для открытия благотворительного фонда, относятся:

  • Устав, который должен быть утвержден на общем собрании учредителей. Указано полное название организации, а также сокращенное, направления и виды деятельности, информация о форме управления, данные о руководителях и юридическом адресе.
  • Учредительный договор. Соглашение, где содержится список прав и обязанностей каждого из учредителей, в том числе по доле в уставном фонде, имуществе, расходам, которые будут необходимы для поддержания деятельности НКО. Документ должен быть согласован и подписан каждым из учредителей.
  • Протокол проведения учредительного собрания, где зафиксирован факт проведения встречи, на которой принято решение о создании НКО, выбраны учредители и руководители, утвержден устав.

Указанный пакет документов должен быть составлен по всем правилам, полностью отражать цели НКО, ее структуру, содержать полные сведения об учредителях и руководителях.

Для подготовки необходимых бумаг можно воспользоваться услугами специалистов из профильной юридической компании, которые имеют необходимый опыт, безупречно знают действующее законодательство, различные тонкости и нюансы. Грамотная подготовка, своевременная подача, быстрый гарантированный результат, с регистрацией в Минюсте, налоговой и других государственных органах.

Как оформляется решение о создании БФ

Должен быть составлен протокол проведения учредительного собрания. Указаны:

  • дата проведения собрания и место;
  • полный список учредителей НКО;
  • принятие решения об основании БФ, его названия, указанного в полной и сокращенной форме;
  • утверждение устава организации;
  • юридический адрес;
  • система управления и перечень руководителей;
  • лица, которые уполномочены выступать от организации;
  • согласование решения об обращении в Минюст России, подача заявки на государственную регистрацию НКО;
  • подписи каждого из учредителей или их законных представителей, что свидетельствует о единогласном принятии всех указанных решений.

Как заполнить заявление для подачи в Минюст

Для госрегистрации БФ необходимо подать заявление. Документ оформляется по установленной форме Р11001, состоит из следующих разделов:

  • Титульный лист, где указано полное и сокращенное название НКО, адрес расположения. Если юрлицо уже было зарегистрировано ранее, то необходим его основной регистрационный номер.
  • Листы, содержащие информацию по каждому из учредителей, включая ФИО, паспортные данные и адрес проживания для физлиц, ОГРН, название, организационно-правовая форма для юрлиц.
  • Листы, содержащие данные о руководителе НКО, который будет уполномочен представлять интересы фонда.
  • Лист с информацией о заявителе.

Оформленное по форме Р11001 должно быть подписано учредителями собственноручно, либо же подпись могут подставить уполномоченные представители. Все чаще используется электронная форма подачи заявления, с применением квалифицированной электронной подписи (УКЭП).

Оплата госпошлины

Осуществляется по предоставленным в находящемся по адресу регистрации БФ отделении Минюста. Оформляется платежное поручение, в назначении следует указать:

  • код по установленной бюджетной классификации;
  • ИНН плательщика иди ОРГН, в зависимости от того, кто является учредителями, физические или юридические лица;
  • дата платежа.

На сегодня ставка госпошлины составляет 4 000 рублей, полученная в банке квитанция прилагается к подаваемому пакету документов.

Что должно прилагаться к заявлению

К заявке в Минюст на открытие НКО с целью благотворительности, прилагаются следующие документы:

  • 2 экземпляра заявления по форме Р11001;
  • протокол собрания с решением про организацию БФ в двух экземплярах;
  • 3 экземпляра устава;
  • квитанция про уплату госпошлины;
  • информация о юридическом адресе, с договором аренды или документами на право собственности;
  • при подаче уполномоченным лицом нужна нотариальная доверенность;
  • паспорта учредителей НКО и/или их представителей.

Как подать заявление в Минюст

Пакет документов, включая заявление по форме Р11001, подается в Министерство юстиции РФ или один из его территориальных органов, расположенный по месту нахождения НКО. Существует несколько вариантов подачи:

  • лично или через представителя, на которого оформлена нотариальная доверенность;
  • ценным письмом с уведомлением о вручении;
  • в электронном виде, через портал Госуслуг, с простановкой электронной подписи.

После получения документов, сотрудники Минюста их зарегистрируют, выдадут расписку с указанием присвоенного номера. В течение календарного месяца заявление и приложенный пакет документов будут рассмотрены.

Получение документов о госрегистрации БФ

Если решение государственного органа будет положительным, то осуществляется официальная регистрация НКО, заявителю выдается на руки пакет документов, с ними можно начинать официальную деятельность, которая будет соответствовать прописанной в уставе.

В пакет выдаваемых документов входят:

  • Свидетельство о госрегистрации, с указанием даты и присвоенного ОРГН, что и является моментом создания НКО в качестве юридического лица.
  • Лист по форме Р50007 о внесении сведений в Единый госреестр, включает данные о руководителе, юридическом адресе, полное название и сокращенное, ОГРН и ИНН.
  • Устав, с простановкой на оригинале документа отметки регистратора.
  • Документ из налоговой, что подтверждает постановку благотворительного фонда на учет по адресу регистрации, указывается КПП и ИНН.

Как начинать сбор средств

Для сбора пожертвований от физических и юрлиц необходимо:

  • в одном из российских банков открывается счет, реквизиты которого размешаются в открытом доступе, а также отправляются заинтересованным лицам;
  • оформляется статус НКО для исполнителя общественно полезных услуг, что позволит жертвователям получить налоговые льготы:
  • разрабатывается документ с положением о приеме средств на благотворительность, с указанием порядка сборы, целевого назначения;
  • провести кампанию по размещению информации на сайтах в интернете, социальных сетях, возможно, на физических носителях, например, бигбордах или лайтбоксах;
  • если принимаются не только деньги, но и продукты или вещи, то оформляются соответствующие накладные на гуманитарную помощь.

Отчетность благотворительного фонда

Деятельность благотворительного фонда потребует не только размещения информации по сбору средств, но также и публикации отчетов, которые должны быть доступны благотворителям, содержать все необходимые сведения про полученные суммы, статьи расходов. Такая отчетность обеспечивает прозрачность работы благотворительной организации, позволяет повысить доверие, а значит, и производить сборы более успешно и быстро.

Публикация отчетов может осуществляться раз в месяц или квартал, полугодие и иные временные периоды, например, привязанные к завершению той или иной акции. Публикуемая информация должна быть полностью достоверной, подтверждаться платежками и другими документами, фото и видеосъемками.

В некоторых случая целесообразно организовать доклад, в очном виде или через видеосвязь, на котором благотворители узнают больше о проведенном сборе и принятых мерах, получат ответы на вопросы, с высокой степенью вероятности примут участие в будущих сборах. Важна максимальная прозрачность, а также и эффективность вложения полученных средств, минимум дополнительных расходов и полное достижение поставленной цели.

28.03.2024

Возврат к списку


Наши клиенты о нас