Как осуществляется регистрация благотворительного фонда: особенности и основные этапы
К началу 2024 года в России зарегистрировано более 10 тысяч благотворительных фондов (БФ). Создание НКО необходимо для осуществления сбора средств, предназначенных для тех или иных социальных проектов. По требованиям действующего законодательства, до 80% пожертвований должны быть направлены непосредственно на благотворительность, а оставшиеся 20% могут уходить на статьи административных расходов.
Регистрация БФ осуществляется не так просто, как для ООО, АО или иных коммерческих организаций. Необходимо следовать установленному регламенту и пошаговой инструкции.
Нормативная база содержится в:
Первое, с чего необходимо начинать, это создание программы благотворительностей, формирование основной цели и дополнительных задач, которые она будет решать. Например, БФ может быть создан для помощи малообеспеченным детям в учебе. Для такой цели необходимо обеспечить ребенка формой, дополнительными учебниками, возможно, понадобится посещение дополнительных кружков и занятий, что поспособствует повышению успеваемости.
Важно правильно и точно определить целевую группу, а также геолокацию. В указанном случае это дети, которые готовятся стать первоклассниками, а также и школьники различных классов. Есть программы, рассчитанные на Москву, Санкт-Петербург, другие города, а также целые регионы или всю страну.
Следующим этапом будет разработка механизма, при помощи которого будет воплощаться программа. Важно добиться эффективного достижения цели, всех основных и вспомогательных задач, учитывая особенности целевой аудитории, индивидуальные потребности каждого ребенка, различных нюансов. Необходимо добиться правильного распределения средств, поступающих из благотворительного фонда, организация работы волонтеров, налаживание контакта и выстраивание взаимодействия с руководством школ, местной администрации.
После определения статей расходов и необходимых сумм, формируется общий бюджет программы. Учитываются возможные источники поступления средств, формируется график и устанавливаются временные рамки для проведения необходимых мероприятий. Также необходимо предусмотреть инструменты для оценки эффективности работы программы, периодичность проведения мониторинга, внесение корректировок при необходимости.
Определение учредителя и структуры БФ
На данный момент выступать в качестве учредителей благотворительных фондов могут физлица и юридические. Лучший вариант, когда учредители имеют безупречную репутацию, разделяют ценности некоммерческой организации, готовы вносить собственный посильный вклад в достижение поставленных целей.
Далее формируют совет директоров, куда должны входит опытные и квалифицированные специалисты, способные выстраивать грамотную стратегию, а также представлять БФ перед партнерами, контрагентами, государственными органами, отстаивать интересы, нести ответственность.
Для успешной реализации благотворительных проектов нужна продуманная структура управления НКО, соответствие всем требованием действующего законодательства и принятому уставу.
Выбор юридического адреса
Выбор адреса, где будет осуществлена регистрация благотворительного фонда, также является важным моментом, косвенно влияющим на всю работу организации. Оптимальный вариант, когда юридический адрес БФ находится в том же самом городе или регионе, в котором он осуществляет свою деятельность. Физический офис, зачастую совпадающий с юридическим адресом, должен иметь удобную локацию, куда будет удобно добираться партнерам, бизнесменам и другим заинтересованным лицам. При выборе помещения следует получить выписку из ЕГРН, а также рекомендуется затребовать гарантийное письмо от собственника помещения, что поможет впоследствии получить одобрение на деятельность организации со стороны Минюста.
Пакет учредительных документов
Основой работы благотворительных фондов, как и любых других организаций, является учредительная документация, которая должна быть подготовлена опытными специалистами, с учетом требований законодательства, различных особенностей и нюансов в будущей деятельности. К учредительным документам, которые обязательно необходимы для открытия благотворительного фонда, относятся:
Указанный пакет документов должен быть составлен по всем правилам, полностью отражать цели НКО, ее структуру, содержать полные сведения об учредителях и руководителях.
Для подготовки необходимых бумаг можно воспользоваться услугами специалистов из профильной юридической компании, которые имеют необходимый опыт, безупречно знают действующее законодательство, различные тонкости и нюансы. Грамотная подготовка, своевременная подача, быстрый гарантированный результат, с регистрацией в Минюсте, налоговой и других государственных органах.
Должен быть составлен протокол проведения учредительного собрания. Указаны:
Как заполнить заявление для подачи в Минюст
Для госрегистрации БФ необходимо подать заявление. Документ оформляется по установленной форме Р11001, состоит из следующих разделов:
Оформленное по форме Р11001 должно быть подписано учредителями собственноручно, либо же подпись могут подставить уполномоченные представители. Все чаще используется электронная форма подачи заявления, с применением квалифицированной электронной подписи (УКЭП).
Осуществляется по предоставленным в находящемся по адресу регистрации БФ отделении Минюста. Оформляется платежное поручение, в назначении следует указать:
На сегодня ставка госпошлины составляет 4 000 рублей, полученная в банке квитанция прилагается к подаваемому пакету документов.
К заявке в Минюст на открытие НКО с целью благотворительности, прилагаются следующие документы:
Пакет документов, включая заявление по форме Р11001, подается в Министерство юстиции РФ или один из его территориальных органов, расположенный по месту нахождения НКО. Существует несколько вариантов подачи:
После получения документов, сотрудники Минюста их зарегистрируют, выдадут расписку с указанием присвоенного номера. В течение календарного месяца заявление и приложенный пакет документов будут рассмотрены.
Получение документов о госрегистрации БФ
Если решение государственного органа будет положительным, то осуществляется официальная регистрация НКО, заявителю выдается на руки пакет документов, с ними можно начинать официальную деятельность, которая будет соответствовать прописанной в уставе.
В пакет выдаваемых документов входят:
Для сбора пожертвований от физических и юрлиц необходимо:
Деятельность благотворительного фонда потребует не только размещения информации по сбору средств, но также и публикации отчетов, которые должны быть доступны благотворителям, содержать все необходимые сведения про полученные суммы, статьи расходов. Такая отчетность обеспечивает прозрачность работы благотворительной организации, позволяет повысить доверие, а значит, и производить сборы более успешно и быстро.
Публикация отчетов может осуществляться раз в месяц или квартал, полугодие и иные временные периоды, например, привязанные к завершению той или иной акции. Публикуемая информация должна быть полностью достоверной, подтверждаться платежками и другими документами, фото и видеосъемками.
В некоторых случая целесообразно организовать доклад, в очном виде или через видеосвязь, на котором благотворители узнают больше о проведенном сборе и принятых мерах, получат ответы на вопросы, с высокой степенью вероятности примут участие в будущих сборах. Важна максимальная прозрачность, а также и эффективность вложения полученных средств, минимум дополнительных расходов и полное достижение поставленной цели.